Классификация сетевых социальных сервисов

Выделяются следующие сетевые социальные сервисы
1. Социальные поисковые системы– сайты, обеспечивающие совместный поиск информации (напр. «Свики» – http://www.swicki.com, «Гугл» – http://www.google.com/coop, «Роллио» – rollyo.com); используют сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток; способны подстраиваться подпредпочтения пользователя (группы).

2. Народные классификаторы– сервисы, позволяющие пользователям хранить свои коллекции закладок на Web-страницы; в России известны: Delicious (http://delicious.com), Diigo (http://diigo.com), Magnolia (http://ma.gnolia.com), Google.Bookmarks (http://bookmarks.google.com) и др.; частная сетевая коллекция ссылок на Web-страницы включается в групповую коллекцию, которую собирают все заинтересованные пользователи; таким образом можно отслеживать последние тренды Интернета и избавляться от нерелевантной информации.

3. Блоги- Web-сайты, основное содержимое которых составляют регулярно добавляемые недлинные записи, изображения или мультимедиа, отсортированные в обратном хронологическом порядке; блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором, что делает блоги средой сетевого общения. Совокупность всех блогов Интернета составляет блогосферу. Разновидностью блогов является Живой журнал, ЖЖ (LiveJournal – http://www.LiveJournal.com ), предлагающий удобные дополнительные функции; поддерживается ведение коллективных блогов – ЖЖ-сообществ; возможность добавлять других пользователей в свой список чтения (френдленту) благоприятствует образованию социальных сетей. Одна из разновидностей ЖЖ – сервис LiveInternet, предоставляющий пользователям ещё массу дополнительных возможностей.

4. Социальные сети (сообщества, форумы) являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и самым популярным сервисом Интернета; направлены на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью; связь осуществляется посредством внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Крупнейшие русскоязычные социальные сети: «В Контакте» ( http://www.vkontakte.ru ), «Одноклассники.ru» (http://www.odnoklassniki.ru ), «Мой Круг» (http://www.moikrug.ru ). Сообщества создаются по интересам, зачастую довольно стихийно, и отражают стремление людей к общению с теми, кто разделяет или, наоборот, в корне не разделяет их взгляды.
o Вики. Веб-сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самими сайтами. Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия (http://ru.wikipedia.org ). Вики характеризуются следующими признаками:
1) возможность многократной правки текста в самой вики-среде;
2) особый язык разметки (вики-разметка), позволяющий легко и быстро форматировать текст;
3) учёт изменений страниц: возможность восстановления более ранних версий;
4) появление изменений сразу после их внесения;
5) разделение содержимого на именованные страницы;
6) гипертекстовость: связь через контекстные гиперссылки;
7) коллективность творчества; некоторые вики имеют множество авторов, так как их могут править все посетители сайта.
Вики – один из наиболее ярких представителей Web 2.0, ревизующий основные принципы данной идеологии.

5. Социальные медиахранилища. Cервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов:
1. фотографии, схемы, рисунки, например «Фликр» (http://flickr.com ), Picasa (http://picasa.google.com ) и др.;
2. видео, например YouTube (http://www.youtube.com ), Рутьюб (http://rutube.ru );
3. документы (книги), например Scribd (http://www.scribd.com ) или Google Docs (http://docs.google.com );
4. аудиозаписи, подкасты, интернет-радио; подкаст позволяет получать свежее аудио прямо в MP3-плейер в автоматическом режиме, общаться в тематических сообществах и участвовать в формировании рейтингов; плейлист интернет-радио составляется коллективно.

Существуют также сервисы для хранения аватаров, карт знаний и др. типов данных.
- Персональные рекомендательные сервисы. Cервисы, экспертную и рекомендательную работу в которых выполняют сами пользователи, например Last.FM (http://www.lastfm.ru ), Netflix Prize (http://www.netflixprize.com ) и др. Используют механизм коллаборативной (совместной) фильтрации. На основе выставленных пользователем оценок книг, фильмов и т. д. программа строит потребительский профиль, сравнивает профили разных пользователей, формирует сообщества единомышленников и организует обмен мнениями внутри этих сообществ. Таким образом, интересные и содержательные произведения люди сами подсказывают друг другу.

- Географические сервисы. Веб-сайты, позволяющие изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков, работать с картами мира, отдельных стран, регионов, совместно размещать информацию и объекты на географических картах, отмечать места, создавать комментарии, описывать географические объекты. Основные географические сервисы Рунета:
1. Гугл Планета Земля (http://earth.google.com );
2. Панорамио (http://panoramio.com );
3. Скетчуп (http://sketchup.google.com );
4. Викимапия (http://wikimapia.org ).

- Мэшапы, или многофункциональные порталы.Cервисы, которые объединяют в себе функции нескольких уже известных сервисов. Социальные сети обычно содержат в себе блоги, фотоальбомы, обмен мгновенными сообщениями, органайзер и другие сервисы. Также существуют многофункциональные порталы, объединяющие множество популярных сетевых сервисов, такие как Google, Мail.ru и др.

- Общение в трёхмерной реальности.Cоциальный сетевой сервис, позволяющий каждому зарегистрированному пользователю создавать среду своей виртуальной жизни. Наиболее популярный подобный сервис – Second Life (http://www.secondlife.com ) – это многопользовательская онлайн-игра, представляющая собой трехмерный виртуальный мир. Владельцы аккаунтов получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования – создание виртуальных товаров, строительство, покупка и продажа виртуальной земли, общение в чате или голосом, путешествия по виртуальному миру. Отсутствие заданного сценария, который всегда присутствует в он–лайн играх позволяет называть данный сетевой сервис виртуальной реальностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий